Главная \ Наши публикации \ 2009-Стенограмма выступления А.А. Табидзе "Встроен ли человек в эволюционный процесс?"

2009-Стенограмма выступления А.А. Табидзе "Встроен ли человек в эволюционный процесс?"

www.oppl.ru/konspekt-stenogrammyi-kruglogo-stola.html 

КОНСПЕКТ СТЕНОГРАММЫ КРУГЛОГО СТОЛА
"ДУХОВНОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ПСИХОТЕРАПИИ И ПСИХОТЕРАПИЯ ДУХОВНОСТЬЮ" 
  Профессиональная Психотерапевтическая Лига Российской Федерации ( ОППЛ ) 

При поддержке:
Европейской ассоциации психотерапии
Азиатской Федерации Психотерапии
Всемирного Совета по психотерапии 

Международная Конференция
«Психотерапия и консультирование: технологии и духовное измерение»
Москва, 10-11 ноября 2009 г.

 Модераторы :
 Профессор Макаров Виктор Викторович, президент ОППЛ (Москва)
 Профессор Эйдемиллер Эдмонд Георгиевич (Санкт- Петербург)
..................

                Табидзе Александр Александрович: Сегодня на  секции «Полимодальная психотерапия» возник вопрос: если человечество вымрет,  останется ли духовность? Все задумались и пришли к выводу: нет, не останется. Если носителя нет, то нет и духовности.  Тогда возникает центральный вопрос: встроен ли человек в эволюционный процесс,  останется человек или не останется? Потому что, если мы  не встроены в эволюционный процесс, то человек вымирает, и вопрос духовности снимается сам по себе. Вспомним определение эволюции - это процесс изменчивости, улучшения, приспособления  вида  к  изменяющимся внешним условиям.   

        Давайте  посмотрим  насколько изменилась во времени структура человека 
(физическая, интеллектуальная и психическая) за последние несколько столетий.
Физическая сторона  заметно улучшилась, человек  жил раньше 30- 40 лет, сейчас 80 лет. Прогресс налицо.  На мой взгляд, это результат системы тренингов физических качеств
(систематическая физкультура, фитнес, закаливание) и успехи медицины.
       Вторая сторона человека - интеллектуальная - тоже заметно выросла. Это  результат многолетнего тренинга  в школах и институтах интеллектуальных процессов, благодаря чему возникла наука и техника, превратившиеся в мощную производительную силу. 

       А вот эмоциональная, психическая сфера  - меняется или нет?

       Оказывается, что если внимательно посмотреть на историю, то эмоциональная сфера не меняется, не эволюционирует.  К примеру, если  возьмем произведения Гомера,  Шекспира и перенесём их  в наше время, то увидим, что они очень современны.  Меняется только фон, декорации, а все остальное содержание сюжетов остается тем же, чем и пользуются часто режиссёры. Человеческая история постоянно повторяется. Таких свидетельств можно привести массу. Как и в те далёкие времена, человеком управляют неосознаваемые эмоции, страсти, влечения, зависимости. Отсюда вытекает, что  если один элемент из трёх  - эмоциональный - не меняется, значит, человек  не  полностью  встроен  в эволюционный процесс, значит, он не способен    подстроиться  под изменяющиеся  требования  внешнего  мира, значит, он вымирает.

     Действительно, природа пока постепенно отбраковывает человеческий вид с помощью психосоматических и психических заболеваний, с помощью конфликтных потерь на всех уровнях (семейном, производственном, межнациональном и др.).

    Такой грустное положение обусловлено, на мой взгляд, отсутствием серьёзной, полномасштабной системы тренинга, совершенствования  психических, эмоциональных процессов человека.

      Виктор Викторович сказал, что процесс психотерапии направлен на улучшение природы человека, и для того, чтобы этот процесс осуществлялся, необходимо, чтобы был психотерапевт.  Действительно, это так.

     Я представляю коллектив, который разрабатывает методы педагогической психотерапии. Один из самых мощных методов воспитания - это личный пример. Нужны маяки, чтобы мы видели, куда надо стремиться, нужна планка, на которую равняются. А где эта планка? Психотерапевт как  духовный учитель  должен иметь очень высокие личностные качества. И только он в первую очередь может иметь высокие личностные качества, потому, что его профессия даёт ему в руки современные психотехники и психотренинги совершенствования личности. Другие профессии с этими техниками не знакомы. Осознанно или неосознанно мы к нему будем стремиться, чтобы быть похожим на него. В армии это используется - «делай как я». И  в психотерапии должно быть - живите так, как я, смотрите какой я здоровый, сильный и энергичный, заразительный  и все начнут к нему подтягиваться. Эта проблема ответственности личности психотерапевта  за свои психические качества  почему-то на конференции не ставится. Многие психотерапевты не имеют соответствующих  личностных качеств и засоряют психологическое пространство.

      Здесь  возникает вопрос: какие же качества необходимы психотерапевту, чтобы с него брали пример? Мой доклад был по аппаратурной психодиагностике, мы проводили большое количество измерений и выявили, что одно из самых  главных качеств  психики  - это эмоциональная устойчивость, и она поддаётся приборной оценке. Если духовность -  это дом, то эмоциональная устойчивость - это его  фундамент .  Личность психотерапевта - это его рабочий  инструмент. Если  сам психотерапевт будет постоянно использовать психотехники,  совершенствоваться, держать свой инструмент в хорошем  состоянии,  то и клиенты будут изменяться. Систематический психотренинг - это психогигиена. Необходимо развивать систему психогигиены до уровня навыка. Аутогенная тренировка необходима, это мощный инструмент для самосовершенствования. Получается, что инструмент имеется, а сам психотерапевт им  не пользуется. Эти всё равно, что он  не пользуется вилкой и ножом, которые лежат рядом, а ест  руками. Прежде чем привить навык психогигиены своим подопечным, необходимо самому владеть этим навыком. Таким образом, психотерапевты могут стать  центрами кристаллизации духовности. Процесс духовности необходимо направить в область совершенствования личности самого психотерапевта, совершенствования его эмоциональной сферы и тогда мы начнём встраиваться  в эволюционный процесс, и тогда выживем, и духовность будет поддерживаться.

*назад к списку Наши публикации