Главная \ Наши публикации \ 2005-А.А. Табидзе "Аудиотренажеры личностного роста"

2005-А.А. Табидзе "Аудиотренажеры личностного роста"

  Материалы II Национальной научно-практической конференции
«ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ», 13-15 декабря 2005г.
Секция: «РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ: ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ», с. 270

А. А. Табидзе,
Доктор физико-математических наук, профессор,
Московский Государственный Областной Университет,
Центр «Психопедагогика», г. Москва

В силу различных исторических причин наше общество в своей массе отдельных
личностей, являясь достаточно эрудированным, остаётся с низкой социальной
культурой, где нередко преобладают грубые и примитивные навыки
межличностных
отношений и плохо развитые нравственные ценности.

Так, известный психотерапевт и телеведущий Андрей Владимирович Курпатов
в журнале «Огонёк» № 37 за сентябрь 2005 года говорит: «Ко мне на приём приходят
люди, и они абсолютно не по западному формулируют свои проблемы.
Они не понимают, что 
кричать на другого человека стыдно, и плакать при другом человеке тоже:
я должен бороться со своей депрессией, а не обвинять окружающих, что они меня
довели. Западному человеку это объяснять не нужно. Я лечил американцев,
австрийцев, англичан, немцев, финнов, норвежцев. Я готов был платить им за то,
что они у меня лечатся. Иная психологическая культура. Я хочу, чтобы вы перестали
требовать от мира быть другим».

Отсюда возникает масса серьёзных жизненных вопросов.
Как отучиться  кричать на другого человека?
Как отучиться не плакать на людях? Как научиться бороться со своей депрессией?
Как отучиться  обвинять окружающих в своих неудачах?
Как научиться принимать мир таким, каков он есть?
На мой взгляд, ответы на эти вопросы существуют.

Центр «Психопедагогика»  создан в 1991 году (по Приказу-постановлению Госкомитета
СССР по народному образованию от 05.03.1991г. № 115/10/10307-13), им руководит
доктор педагогических наук, врач-психотерапевт, профессор А.А. Востриков.
Центр в основе своей деятельности - разработки и внедрения новых технологий в
области образования - использует концепцию обучающего воспитания.

За прошедшие годы подготовлено более 5000 учителей по методике разработанного
Центром предмета «Человековедение», в опытном внедрении участвовало более 100000 учащихся.

Аудио-тренажёры личностного роста № 1 (37 мин.) и № 2 (35 мин.) разрабатывались в
качестве инструментария к курсу «Человековедение» с учётом их более широкого
применения - для кабинетов психологической разгрузки, оздоровительных центров,
курсов самосовершенствования личности [1, 2].  

Первый аудио-тренажёр «Расслабление и релаксация», в соответствии с
содержанием курса «Человековедение», способствует формированию навыка
особого релаксационного состояния.    
 
Особенность этого релаксационного состояния заключается в том, что при
используемой аутогенной тренировке, активность трёх сфер человека - телесной,
эмоциональной и интеллектуальной приводится к минимуму, а сознание при этом,
отстраняясь и освобождаясь от влияния этих сфер, удерживается ясным.
Овладение этим навыком, когда тело спит, а сознание удерживается ясным -
непростая задача, так как обычно расслабление тела рефлекторно приводит к сонливости.
Систематический психотренинг с помощью тренажёра № 1 облегчает эту задачу,
потому что в содержании текста сеанса присутствуют установки, не позволяющие
слушателю заснуть.
Тем не менее, пребывание в этом состоянии даже при периодических провалах в сон,
способствует снятию усталости, ощутимому восстановлению сил и общему
оздоровлению. Тридцатиминутное использование этой тренировки может
соответствовать результату трёх - четырёхчасового сна. При сохранении ясности
сознания появляется возможность контролировать и регулировать степень
расслабления тела, уровень эмоционального покоя и качество умственного безмолвия,
что невозможно при естественном сне. Приобретается некое новое культурное состояние.

Естественно, что после такого краткого и полноценного отдыха человек становится
на некоторое время более стрессоустойчивым и выдержанным, более конструктивным
в своих поступках. Одним из основных свойств состояния «тело спит, а сознание
бодрствует» является резкое усиление степени самовнушаемости.

Во второй аутогенной тренировке «Уравновешенность и устойчивость к стрессу»
это свойство повышенной самовнушаемости используется в полной мере для
формирования новых, выбранных самим тренирующимся, поведенческих реакций.

Структура сеанса № 2 состоит из входа в известное уже особое релаксационное
состояние, и затем выполнение на его фоне трёх упражнений. Как правило, тренинг № 2
осваивается после 1 - 2 месяцев отработки тренинга № 1.

Первое упражнение - осознание того факта, что при погружении в  релаксационное
состояние у человека исчезает отклик на стрессирующие факторы. По тексту сеанса:
«... Сейчас, и это очень важно, Вы можете отметить про себя, что в этом состоянии
расслабления и релаксации, в котором Вы находитесь, Вас практически невозможно
возмутить, невозможно обидеть, или унизить, или оскорбить, или вызвать негативные
реакции раздражения, негодования, мстительной агрессии, душевного страдания.
Сейчас Вы выше этих негативных реакций, и какие бы неприятности с Вами ни
происходили, они Вас не задевают, и Вы сохраняете трезвый ум и спокойное сердце...»
В этом первом упражнении приобретается новый осязаемый опыт спокойного
реагирования на стрессовые ситуации, который в дальнейшем может быть перенесён в
реальную обстановку.

Во втором упражнении используется психотехника ролевого перевоплощения в
известного слушателю человека, достойного подражанию, или в какого-либо
благородного литературного или экранного героя. «... С каждым днём Вы всё лучше и
лучше сливаетесь с этим образом, с каждым занятием у Вас всё более спокойная
походка, уверенные движения, ясные внимательные глаза, выразительный голос,
лёгкая приветливая улыбка...»

В третьем упражнении используется техника психомоделирования ситуаций. Пример
из текста: «...А сейчас в качестве третьего упражнения, вспомните себя в какой-либо
сложной и неприятной для Вас ситуации со своими родными, друзьями или знакомыми.
В ситуации дома, на работе, на улице, - когда Вы испытывали стресс, теряли
самообладание или на кого-то обиделись. Примите пока эту ситуацию, признайте её,
это ведь реальность. Подобная ситуация возможно опять может случиться в Вашем
ближайшем будущем. И в этой ситуации Вам хотелось бы изменить своё поведение,
поступить по-другому - спокойнее, без мешающего волнения, благоразумнее, мудрее.
Представьте сейчас в своём воображении, что такая ситуация опять возникла.
Представьте в подробностях - внешнюю обстановку, подробнее своего собеседника:
как он одет, выражение его лица, жестикуляцию, голос. И теперь, как бы со стороны,
как бы на экране, Вы видите своё спокойное лицо, расслабленные руки, ощущаете свой
спокойный голос,
чувствуете отсутствие внутреннего напряжения. Здесь Вы также
замечаете, что легко контролируете себя и ситуацию. Вам нравится этот новый
сценарий, этот новый опыт, эта новая манера поведения..»

Тексты всех трёх упражнений неоднократно сопровождаются закрепляющими
установками. Время выхода из состояния выбрано оптимальным - около 5 минут.

Для тренирующихся полезно перед занятием тщательно продумать все три упражнения.
К примеру, возвращаясь к пациентам доктора Курпатова, можно им рекомендовать
как с помощью второго и третьего упражнения тренинга № 2, научиться,
а точнее выработать новый навык не кричать на другого человека, не плакать на людях,
не обвинять окружающих, а с помощью первого упражнения - принимать мир таким, каков он есть.

Эти две тренировки могут быть рекомендованы в качестве образцов для составления
сеансов самостоятельных занятий или для работы в группах с учётом особенности личности или группы.

Из многих музыкальных сопровождений выбраны произведения Китаро «Шёлковый путь»
№ 1, 2, 3, 4 (1980г.); Ж. М. Жарра «Кислород»; Карунеша, как наилучший фон для аудиосеансов.

Нежелательна формальная начитка текста даже диктором с хорошо поставленным
голосом. Текст начитывается специалистом, который владеет аутогенными состояниями,
тонко чувствует психофизиологию этих состояний и способен соответствующими
интонациями и паузами порождать, передавать и закреплять эти состояния у
слушателя. В противном случае может возникнуть у слушателя чувство недостижения,
которое снизит его мотивацию к самосовершенствованию такими методами.
Важно подчеркнуть, что вопросы безопасности в этих тренажёрах автоматически
снимаются, так как формируемое состояние ясности сознания всегда способно
реально оценивать окружающую ситуацию и позволяет, при необходимости,
легко самостоятельно выйти из тренировочного режима.

Тексты сеансов № 1 и № 2 (установки, интонации, паузы, музыка) отрабатывались в течение
длительного периода, начиная с 1988 года на группах, доходящих численностью иногда
до 600 - 800 человек.

Опыт автора в качестве ведущего психотренинговых  групп показал хорошую
эффективность живой вербальной работы по этим текстам. Однако, как правило,
новые положительные навыки у слушателей снижаются и спадают в течение нескольких
месяцев, что указывает на неустойчивость навыков при краткосрочных семинарах.
Поэтому именно аудио-тренажёры позволяют независимо от внешних обстоятельств,
независимо от ведущего, систематически, а лучше ежедневно, по полчаса в день
проводить самостоятельную внутреннюю работу. Другими словами, эта работа
соответствует психогигиене и психопрофилактике, аналогично ежедневной гигиене тела и чистке зубов.

Данные аутогенные тренировки рекомендованы к использованию
Центром Восстановительной Медицины Министерства Здравоохранения РФ [3]
как метод профилактики психосоматических заболеваний.
Ознакомиться с их звучанием можно  здесь:  № 1 и № 2
  или в киосках «Целебная музыка» на ВВЦ (г.Москва, м. «ВДНХ») в павильонах «Здоровье» №13.
Литература:

*К списку Наши публикации